ARTKUKLA

КУКЛЫ МАСКИ ГРАФИКА МАСТЕРСКАЯ АВТОР ГОСТЕВАЯ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ

 

СНАЧАЛА БЫЛ ИДОЛ...
Вадим Эрлихман


 

СНАЧАЛА БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ,

ПОТОМ ОН СТАЛ КУКЛОЙ,

А В НАШЕ ВРЕМЯ КУКЛА СНОВА СТАНОВИТСЯ ИДОЛОМ - НО УЖЕ НЕ

ЯЗЫЧЕСКИМ.

Лица стерты, краски тусклы...

  Чтобы понять, откуда взялись куклы, нужно сначала определить, что они такое. Сделать это в рамках русского языка достаточно трудно, ведь только у нас одним словом обозначаются два совершенно разных понятия: "игрушка в виде человека" и "фигурка человека или животного в театральном представлении". Во всех остальных языках эти слова различаются - например, английские doll и puppet. Русское слово "кукла" родственно греческому "киклос" ("круг") и означает нечто свернутое, скрученное, а именно любую деревяшку или пучок соломы, которые маленькие девочки издавна пеленали и завертывали, неосознанно подчиняясь инстинкту материнства.

  Но есть и другое объяснение. Кукла - это свитое из соломы, слепленное из снега, связанное из веток чучело Масленицы или Бабы-Зимы, которое торжественно уничтожалось во время праздников, заменяя собой прежние кровавые жертвы. У такого чучела уже появлялись нарисованные углем глаза и нос-морковка, то есть оно становилось настоящей куклой - подобием человека. И обретало тем самым сходство с идолами - языческими божествами, которые тоже создавались по образу и подобию людей.

  Казалось бы, что общего между страшноватым дикарским божком и фарфоровой красавицей из магазина игрушек? Однако в глубине веков отделить идола от куклы оказывается не так-то просто. Еще в начале ХIХ столетия ученые горячо спорили, что породило куклу - детская игра или религиозное поклонение. Сошлись все-таки на втором: уж слишком похожи были на кукол домашние божки древних - римские лары или еврейские терафимы. Кстати, и обращались с ними без особого почтения: во время праздников трясли или даже подбрасывали в воздух, ведь движение тоже считалось магическим актом. Особую изобретательность проявляли китайцы - один из их божков переворачивался под действием сжатого воздуха, другой постоянно качал головой.

  Если идолы изображали богов, то первые куклы считались вместилищем душ предков. У американских индейцев и народов Сибири такие куклы до сих пор бережно хранятся, играя на религиозных церемониях роль пращуров. Сегодня пляска с куклами-качина у индейцев пуэбло - просто туристский аттракцион. Прежде же у кукол спрашивали совета в делах, жизненно важных для всего племени. Получив благоприятный ответ, "предков" щедро угощали кукурузой и крольчатиной, а потом прятали в мешок до следующего праздника.

  Куклу делали подобием человека, рисуя ей глаза и рот. А с определенным человеком ее связывали, нарекая соответствующим именем. После этого вред, причиненный кукле, должен был неизбежно распространиться на ее живого двойника. В это свято верили колдуны всех времен и народов - от австралийских шаманов до нынешних "черных магов". Случалось, что жертва и правда умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки или лили на него расплавленный свинец, и это еще сильнее укрепляло мистическую веру в связь между человеком и куклой.

  А когда появились наконец настоящие детские куклы, суеверия распространились и на них. В первую брачную ночь молодожены клали куклу под подушку, чтобы удачно зачать ребенка - отсюда и нынешние пупсы на капотах свадебных машин. И наоборот - девушки, выходя замуж, отдавали своих кукол сестрам или подругам, чтобы любовь к игрушкам не "заедала" любви к будущим детям.

 

То ли люди, то ли куклы...

  Постепенно простейшие культовые действа наподобие сжигания соломенного чучела сменились сложными театральными мистериями на божественные темы. И конечно, куклы не могли остаться от них в стороне: живые актеры не рисковали изображать богов и святых и поручали эти роли деревянным человечкам. Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

  Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали - настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,- не от петуха ли?

  Кукольный театр был не так прост, как казалось. Его актеры разыгрывали истории Фауста, короля Лира, Ромео и Джульетты задолго до Шекспира и Гёте. Великий Карло Гольдони начал свою карьеру с сочинения пьес для венецианских кукольников, а знаменитый японский драматург Тикамацу Мондзаэмон написал больше ста пьес для кукольного театра. Когда в произведениях Сервантеса, Свифта, Мериме появляются куклы - это куклы из театра. Жорж Санд и ее сын Морис открыли у себя домашний театр кукол. Марионетками был увлечен Андрей Белый, а его друг Блок прославил их в своем "Балаганчике".

 

Взгляд похож на взгляд...

  Как уже говорилось, изначально главной задачей куклы-игрушки было закрепить у девочки материнский инстинкт. Инстинкты мальчиков тешились другими вещами - машинками, домиками, солдатиками, у которых и лиц-то не разглядишь. Девочкам же было важно именно лицо и еще имя, чтобы отличить от других. С этим и тряпичная лялька с соломой внутри и мочалом вместо волос становилась самой любимой. Собственно, в такие тряпичные куклы веками играли и нищенки, и принцессы - только у последних кукольный наряд был богаче. Уже в ХVI столетии специальный мастер при английском дворе шил платья для королевских кукол. Там же, в Англии, появились кукольная мебель, посуда и целые кукольные домики - мечта любой девочки.

  В ХIХ веке кукольная индустрия расцвела. Особенно помог фарфор. Он дал возможность придать куклам истинно человеческое выражение лиц, а развитие моды обеспечило их богатым гардеробом. При отсутствии журналов и выкроек куклы играли роль наглядных пособий - их обряжали по последней моде и развозили по миру, чтобы провинциальные дамы видели, как выглядят обновки. Появились и манекены - первые куклы в человеческий рост. Это голландское слово означает "мужчинка"; кстати, в Голландии манекенов сперва использовали не для показа мод, а для удобства художников, которые копировали с манекена складки одежды, а потом пририсовывали лицо заказчика. Порой в манекен вставляли нехитрый механизм, и получалась кукла-автомат -- гвоздь программы первых универмагов.

  Большая кукла - почти человек. Ее можно было и любить, и бояться. Мечты об ожившей Галатее воскресли в гофмановском "Щелкунчике" и балете Делиба "Коппелия". Циничный рынок откликнулся на это резиновыми женщинами -- пробные экземпляры еще в ХIХ веке распространялись "в гигиенических целях" среди моряков американского флота. Но это все была экзотика. До поры до времени привычными оставались фарфоровые куклы с аккуратно расчесанными волосами и невинно-детскими лицами. Эти дорогие игрушки передавали из поколения в поколение и детям почти не давали - разве что на час-другой, за примерное поведение. Зато и девочки к ним привыкали и относились как к добрым старым членам семьи.

  Правда, фантазеры-литераторы по привычке подозревали кукол в зловещих замыслах. Так повелось со времен Гофмана и Андерсена, у которых куклы обычно добрые, но слишком уж живые... Вспомнили и о средневековой "железной деве" - кукле, сжимавшей осужденных в своих смертоносных объятиях. Давняя боязнь кукол соединилась с новым страхом перед механическим разумом роботов и принесла богатые плоды -- от гриновского "Серого автомобиля" до недавнего американского ужастика, где куклы с тем же невинным видом изничтожают своих владельцев.

  Однако подлинный кошмар был связан с эпохой массового производства кукол. С изобретением целлулоида с конвейера начали сходить легионы пупсов. Потом на прилавках засияла Барби с ее бесчисленными нарядами, женихами и автомобилями. И стала идолом для миллионов девочек.

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Развитие куклы

  В ранней истории куклу от идола отделить практически невозможно. Нет ни одной археологической находки, которую можно однозначно назвать изготовленной специально для игры. Фигурки людей и животных, лодочки, маленькие повозки - все это предназначалось в дар богам или ушедшим в "страну теней" предкам. Впрочем, ученые считают, что детские куклы все же существовали и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. Да и у прочих народов родители наверняка делали из дерева или глины забавных человечков для своих детей. Экономные китайцы и японцы позволяли детям играть с теми же домашними божками, которым по праздникам возносили почести. Древние японские куклы дожили до наших дней: это и простейшая кокэси - голова-шарик на палочке, и кимэкоми, и ирокавари-дарума, от которой произошла русская матрешка.

  Более сложными были куклы, которые играли в театральных представлениях. Их появление теряется в глубине веков, как и разделение на три основных класса: тростевые, перчаточные и веревочные, которых чаще называют марионетками. Главным материалом для изготовления всех этих кукол было дерево. Марионеток делали из него целиком, укрепляя руки и ноги на гвоздях или шарнирах. У перчаточных кукол деревянной была только голова, а туловище представляло собой матерчатый мешочек, который надевали на руку. Такими же были и восточные тростевые куклы, только управляли ими при помощи бамбуковых палок, двигавших руки и ноги. Для кукол-актеров шили богатые наряды, такие же, как у героев, которых они изображали. Совершенно особые куклы применялись в индонезийском теневом театре "ваянг-пурво", где зрители смотрели на отражения ажурных плоских фигур, вырезанных из дерева. Куклы могли быть самой разной величины - от крохотных фигур в ящике бродячего петрушечника до многометровых истуканов, которых носили по улицам во время индийских религиозных праздников.

  Переворот в кукольном царстве произошел в начале ХVIII века, когда саксонский алхимик Иоганн Бётгер изобрел фарфор. Куклы, изготовленные из нового материала, выглядели куда более красивыми и "настоящими", чем деревянные и тряпочные. Из фарфора делали только голову и руки куклы, тело же сшивалось из тряпок и набивалось ватой. Потом кукле вставляли глаза из стекла, приклеивали настоящие волосы и шили платья по модным выкройкам. Все это обходилось недешево, и фарфоровые куклы были доступны только богатым детям, как и их разновидности для мальчиков - оловянные солдатики, клоуны и всевозможные щелкунчики. Впрочем, представители среднего класса могли купить "полуфабрикат", то есть кукольную голову, и самостоятельно сшить для нее туловище.

  Для изготовления дорогих эксклюзивных кукол и сейчас используются фарфор, настоящие волосы и натуральные ткани. Стремясь добиться наибольшего сходства с "живой натурой", мастера применяют особые виды полимерных глин - паперклей, цернит, ладол, эфапласт, фимо.  "Штучные" куклы изготавливаются в единственном экземпляре или мелкими партиями, причем после выпуска определенного числа копий оригинал разбивается в присутствии свидетелей. Понятно, что цена таких кукол достигает тысяч, а то и десятков тысяч долларов и играют в них не дети, а взрослые тети.

 

 

Все права защищены.©

Все материалы сайта являются собственностью автора.

Использование материалов сайта ТОЛЬКО с письменного разрешения автора.

При публикации материалов  ссылки на автора и сайт ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

 

 



Hosted by uCoz